Илья (zibrov_ilya) wrote in geoschool,
Илья
zibrov_ilya
geoschool

Разведка боем, Минеральные воды



Когда первым утром в поездке ты вылезаешь из спальника, открываешь палатку и видишь вот такое, это уже как минимум прикольно, да?
Так вот, сказ о том, как мы летали, ездили на всем что движется, искали все что можно, и сфоткали Эльбрус, пока он спит. Люблю его)

Идея поездки в Минеральные Воды у меня родилась уже довольно давно, но все никак не было повода, с наличием прекрасных Белой, Большой Лабы, Крыма и пр. ездить туда не хотелось. Но вот в один прекрасный день, в силу политических событий, которые мы не будем оценивать в этом журнале, мы в Крым не поехали. А заодно, не поехали по разным причинам на Лабу и на Белую. Не поехали на Байкал, потому что дорого, не поехали в Карелию, потому что холодно, в Донецк, потому что Украина, в КМА, потому что тупо... Список можно продолжать долго, но самое главное, посовещавшись с напарницей, мы решили, что Валера Минводы, настало твое время!

Учитывая факты удаленности интересных точек друг от друга и крайне малого состава, ездить мы решили на машинках. Для этого сначала надо было на них до туда доехать из Москвы. Признаться, подходящим автопарком мы не обладали. Был Пассат-инвалид с пробегом в 400 000 км, которому пришлось остаться дома, и маленький городской седанчик - старый Свифт, которому пришлось переквалифицироваться на время в путешественника, а иногда и во внедорожник. Тем не менее, раздобыв по дороге вторую машину, чудо российского автопрома - Ладу Гранту - мы доехали до Минвод и остановились в карьере горы Кинжал, что недалеко от аэропорта, куда следующим утром должны были прилететь все.


Сам карьер выглядит вот примерно так, смотреть там особо нечего, интрузив лейкократовых сиенитов, вокруг ороговикованные глины майкопской серии, мы упорно в них искали красивые и большие конкреции пирита. Но нашли только красивые и маленькие или большие некрасивые)

Встретив остальных шестерых участников нашего мероприятия, мы отправились на Бештау. Там собственно и планировалось жить. Но учитывая чудовищное количество людей, жарящих чудовищное количество шашлыка, мы решили отложить постановку лагеря на темноту, а до этого сходить на вершину. Туда ведет много маршрутов с разных сторон, мы решили подняться с юга, по дороге, а потом тропе по гребню. По дороге от Бештаугорского кольца встречаются входы в штольни старого уранового рудника, проходим мимо, не здороваемся с ними. Но мимо одного места все-таки пробежать не смогли. Без комментариев, разлом очень выраженный в современном рельефе:


Дальше тропа вывела нас на гребень, где дул ураганный ветер. Перекрикивая его и пытаясь устоять на ногах, вышли на вершину, здесь можно спрятаться за домиком у антенны. На вершине встретили закат и сфоткали Эльбрус пока он спит:


День 2.
В программе - посещение горы Шелудивая в Лермонтове. Писать особо не о чем, хотели найти во вмещающих мергелях флюорит и вульфенит, но не нашли (это в общем-то всю поездку было так, искали и не находили...). С детьми там интересно походить, покартировать границу интрузива, померить элементы залегания и т.п., обнаженность 100% - все-таки карьер на склоне. Итак, то, что мы не нашли:

Мистер контакт

День 3.
Поехали на р. Аликоновку, что западнее Кисловодска. Доехали до "Замка коварства и любви" (какая-то скала, откуда девственница сиганула, если верить легендам, а теперь кафешек понастроили), предварительно метров за 400 затарившишь нарзаном из источника.
Пейзаж в долине - абсолютно крымский, моноклинальные известняки, кусты колючие, ну вы знаете в общем. Здесь хотели найти красивый целестин в известняках, но как обычно не нашли. Зато маршрут довольно разнообразен (для Минвод по крайней мере) в плане геологии. В долине можно посмотреть на известняки с кучей жеод халцедона и кальцита и (видимо невидимого) целестина, крутецкие юрские аркозовые песчаники и брекчии, позднепалеозойские граниты и (совсем уж попсово) водопадики (которые Медовые водопады).


Местный ландшафт. На переднем плане - верхнеюрские аркозы мезмайской свиты, на заднем - нижнемеловые известняки баксанской свиты, в которых мы не нашли...

Ни кусочка вот такого вот целестина! (Вру, кусочек нашли, но не этот, этот в минералогическом музее МГРИ-РГГРУ лежит)

День 4.
Съездили в карьер горы Змейка. Искали датолитовые скарны. Дальше сами знаете)
Зато нашли очень странное взаимоотношение фаз. А разные ли это фазы? Короче, я не знаю, но выглядит очень и очень интересно!


Заехали в Пятигорск, погулять, попить нарзана. Вечером устроили праздник живота с шашлыками, в общем побаловали себя.

Ничего не находится, я в печали и даже не повернулся в весенний день посмотреть на ножки Буша. В левой руке тлен, в правой руке боль


День 5 и сразу 6
Поехали на Сахалинское месторождение киновари (убью интригу, ее нашли) возле поселка Новый в Абинском районе Краснодарского края. До Нового доехали без приключений, а дальше на некоторых участках дороги пришлось выполнять ямочный ремонт в лучших традициях российских дорожников:

Пассажиры идут лесом пешком...

Переезжать каменистый брод через Хабль нам не хватило азарта, или хватило ума, или и то, и другое. Тем не менее, лагерь мы поставили на берегу и не стали ломиться к карьеру (как оказалось на следующий день - очень верное решение). От брода до карьера Сахалинского месторождения около часа быстрым шагом по дороге. Сам карьер производит довольно удручающее впечатление, заросший, не понятно, где коренник, где отвал. Вмещающие породы - флишевая толща, довольно сильно помятая. Кристаллики киновари, выросшие на плоскостях напластования аргиллитов, размазаны в потрясающие ярко-ярко красные зеркала скольжения:


Что осталось от карьера

Вмещающая флишевая толща, обнаженная в борту дороги

Примерно в километре к северу от карьера находятся отвалы штолен. Сами штольни полностью засыпаны и затоплены, а вот в отвалах попадаются небольшие хорошо ограненные кристаллы и двойники киновари в кварцевых прожилках.


Вечером, посадив детей на поезд, мы выдвинулись в сторону Москвы, где и были, разумеется, сильно раньше поезда, спасибо М4 за предоставленный асфальт!

Какие выводы можно сделать?
1. Можно ездить в Минводы, глядишь кому и с образцами больше повезет, а как учебная практика - и так весьма неплохая.
2. Суперских образцов на Сахалинском месторождении нет, но покопаться детям интересно.
3. После Минвод очень удобно ехать в Эльбрусский (прямая дорога из Кисловодска), а на Сахалинское - после Тамани или Адыгеи.
4. Не стоит попадать на городской машине в диагональное вывешивание. Пора покупать внедорожник.

Фотографии как всегда моей чудесной напарницы - Ани Макушкиной. Все лежат вот тут, в альбоме "Слабоумие и отвага"))

До новых встреч на бортах самолетов, автобусов, поездов и прочих транспортных средств!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment