Илья (zibrov_ilya) wrote in geoschool,
zibrov_ilya
geoschool

Белая речка. Заметки на полях

Белая речка – место, которое обладает какой-то почти необъяснимой притягательностью, и заставляет снова и снова в него возвращаться. И, вот уже в четвертый раз, я это делаю. Вообще, геошкольные поездки с точки зрения преподавателя и геошкольника очень сильно отличаются. Да простят меня дети, напишу про эту Белую исключительно от своего лица. (Было бы здорово потом прочесть и взгляд с детской стороны…)

02.11.12. Уезжаем вечером, днем захожу в МГУ, сходить на одну пару, забрать документы в поездку. Домой – собираться! Подарок судьбы – рядом со мной живет школьница, которую провожают на машине, до Белорусского вокзала доезжаю с комфортом и даже вовремя, несмотря на пробки. Вся группа уже в сборе – дисциплинированные еще, только первая поездка. Смотрю на рюкзаки – прихожу в ужас, завтра весь день играть в «Рюкзак на прокачку», ну да ладно… Провожать нас пришли наши и не наши стажеры – Влад, Полина и Оля – спасибо, ребята! У поезда встречаемся с группой 9-1 (тоже едут в Адыгею, но стоять все время будут в Каменномостском), ребятами из Пушкинского лицея, среди которых обнаруживается эксгеошкольник, и ШФшниками, едущими в Тамань. В поезде будет весело!
Последние шутки, рукопожатия, взмахи рук, и перрон Белорусского вокзала остается позади. Поехали!..

03.11.12. Играем в «Рюкзак на прокачку». И в лесенку - вместо турника - третьи полки.

04.11.12. Приехали! Ура! Сейчас пойдем к штольням, рюкзаки получились неподъемные, просто пипец, детям ничего не скнинешь – набрали лабуды всякой… Благополучно, пусть и медленно, поднялись к лагерю, быстренько поставились - и в 3-ю штольню, сегодня обширная программа. В этот раз нужно не просто выгулять детей по штольням, но и привезти 750 небольших образцов галенита на заказ. Помогать в этом (кроме кувалд и зубил) мне согласились героические Саша Пасенко и геошкольник Гриша Агранов.

Саша и Гриша. Они еще не осознают, что их ждет, и пока радуются жизни
Прогулка по 3-ей штольне

Близится вечер, мы присмотрели место для масштабных работ, отправляем женщин и детей :) в лагерь, начинаем долбиться. 50, 100, 200... Берется все тяжелее и тяжелее. Уже около 8-9 вечера, а встали в 4 утра. Достаю горелку, на ужин нынче по роллтону на брата и банка сайры на троих. Перекусили, собрались с силами, наколотили еще сотню. Дальше не идет ни в какую. Совещаемся - вообще говоря, с этой точки мы планировали набрать почти все, но не набрали и половины. Подниматься ко 2-й и тем более к 1-й уже лениво, завтра все равно туда идти, решаем отправиться в лагерь и выспаться, на часах еще и 10 нет. Пришли в лагерь - все уже спят!! Ничего себе, думаю. Попили чай, с преп-стажерами попели песенок немножко и спать!

05.11.12. Сплю до завтрака, неизвестно, когда в следующий раз будет возможность. Сегодня в программе 2-я и 1-я штольни. Довольно бодро дошли до 2-й, воды на входе немного, проходим внутрь, идем в любимое в плане коллекционных образцов место - "колечко" (закольцованный штрек). Но, как и 3-я, вторая нас расстраивает - все, что можно взять без перфоратора, уже взяли, скоро и показывать даже будет нечего, только "вот, тут вот была большая баритовая жила...". Но, о чудо, есть где галенитом разжиться. Прикидываем, что все-таки и здесь недостаточно, и идем в первую.

По пути натыкаемся на еще один вход - прямо на дороге от 2-й к 1-й, о существовании которого не знали, ну мы с Сашей решили быстренько сходить. Штольня оказывается довольно мерзкой, с глубоким провалом прямо посреди главного штрека, но если долго идти от этого провала по штреку направо, мимо кучи наверняка сильно фонящих рудоспусков, можно дойти до нескольких кальцитовых жил с крупными раздувами и добыть там неплохие образцы.

Дошли до 1-й, я там еще ни разу не был, портал какой-то огромный, устье абсолютно сухое, в отличие от штолен более низких горизонтов. Эта штольня - последняя надежда, что получится набрать нужное количество галенита. После беглого осмотра оказывается, что надежда наша оправдывается. Все школьники активно подключаются к разрушению стенки, это куда веселее, чем учиться! И за пару часов - около 350-400 образцов отправляется в копилку, остается около 100 добрать во второй, там же прихватить уже отложенного флюорита и отправиться домой.

Во второй штольне (куда уже идем только втроем с Сашей и Гришей) натыкаемся на занятных фотографов летучих мышей, которые провоняли все вокруг какими-то благо(?)вониями и хвастаются пинцетом ("Вот это инструмент!"). Не без труда добираем оставшиеся образцы - и в лагерь. На удивление, приходим ровно в момент, когда приготовился ужин. Приятно, черт возьми!

Ничего почти мы во 2-й не нашли, но Миша все равно радуется
А нет... Галенит все-таки нам предложился! Выступа этого потом не стало, жаль не было фотоаппарата, сравнить "до" и "после"
Идем значит спокойно в 1-ю, а тут прямо на дороге вот такая дырка предлагается. Ну, пройти мимо было бы невежливо.
Пока мы с Сашей гуляем под землей, дети устроили фотосессию.
Понеслась! 300 образцов за 1,5 часа!
Вот он! Вот он, минерал моей мечты! ГАЛЕНИИИТ! Ребята, галенит здоровенный!!!

06.11.12. Встаем с Сашей до завтрака, кипятим чай на горелке, будим парней, которые решили поспать под открытым небом, чтобы еду начали готовить, берем рюкзаки с галенитом и идем вниз, к месту лагеря у Гранитного каньона. Получилось довольно много камней, приходится делать лишнюю ходку. По пути встречаем группу 9-1, снабжаем их планами штолен, пусть не блуждают! Обратно идем быстро, в лагерь для пафоса вообще прибегаем, прогулка туда-сюда заняла всего 1:50. Приходим как раз к завтраку, война войной, а обед по расписанию! Дети активно учатся мерить элементы залегания всего на свете, собираем лагерь и переходим к Гранитному каньону. Вечером очень весело играем в крокодила и поем песни. Ничто не предвещает, что завтра будет...

07.11.12. ...ДЕНЬ НЕПТУНА! Еще с вечера погода начинала портиться, но мы конечно надеялись, что покапает немножко и пройдет. Но нет! Ребят, я реально такой кошмар последний раз видел наверно года три назад в Керчи, когда дождь поливал так, что затопило лагерь! Ливень 20 часов подряд не переставая! Кан с тента набирается минут за 10 максимум. Дело дрянь - ни в какой Гранитный каньон мы разумеется не пойдем, собираемся, чтобы переехать в Каменномостский - в теплые сухие домики. В силу своего феерического раздолбайства, решаю посмотреть в расписание автобусов уже тогда, когда надо бы стоять на трассе. Традиционно выгоняем всех женщин и детей, остаемся с Сашей снять тент. Пока снимаем тент, разумеется, приезжает автобус и вся группа уезжает. Ну и ладно, выходим на трассу, примерно через минуту уже едем в Каменномостский на УАЗике и угощаемся круасанами! В домике еще живут последний день 9-1, поэтому идем на 2-й этаж на веранду, развешиваемся там и ставим палатки. Даже когда 9-1 уехали, в палатке оказалось гораздо приятнее, в комнату не стали переселяться.

08.11.12. Сегодня меня отпускают погулять по балкам Семияблоневая и Полковницкая и поискать аммонитов, а вся группа идет на карьеры. Светит солнце, настроение отличное. Иду по шоссе, улыбаюсь и песни распеваю. Добираюсь до моста возле Абадзехской, и останавливаюсь на нем в смеси удивления и ужаса. Белая - черная! И выше минимум на метр, чем была до дождей. Ну думаю, сходил, в балках сейчас наверно будь здоров горные реки шуруют... Вышел по верху к устью Полковницкой, воды как и ожидалось до ... Поэтому дойдя до слияния с Семияблоневой свернул в нее, более маловодную. Периодически попадаются распиленные бензорезом конкреции, народ серьезно работает, кто аммонитами промышляет. Вот наконец находится конкреция, которую получается разнести кувалдой, а в ней прекрасные целенькие меловые аммониты (позже розданы детям :)). Обратно торможу попутку, доезжаю до Каменномостского, никого нет еще... Оперативно сходил!

Сушимся после дня Нептуна
Вот такие вот аммониты в Семияблоневой водятся
А пацаны тем временем посещают карьеры
Ну и традиционно...

09.11.12. Маршрут на Руфабго - смотреть складочки, водопады и могучее угловое несогласие в подошве юры. Чувствуется, что маршрут последний. Пасмурно, разные мысли в голове. Развлекает нас пес Белый (он же Толкан - от слова толкаться), пастушья собака, на выходе из Каменномостского обнаружил толпу и решил выпасти. Он очень мило шел последним и подгонял отставших, начинал лаять, когда сидели на месте долго. В общем, внимательно присматривал за стадом!

Белый! Пес лежит, стадо пасется...
Белая! Течет себе куда-то...

Ну собственно и все. На следующий день мы поехали в Краснодар, а оттуда в Москву, где нас доблестно встретил в 5 утра kb_2.

Все внесли в эту поездку что-то свое, но (остальные не обижайтесь), я хочу сказать свое личное "спасибо" нескольким людям.

Саша! Без тебя бы вообще ничего толком не было! Так позитивно я еще ни с кем не махал кувалдой и не бегал по горам.
Гриша! Без твоих бесконечных затей и неиссякаемого оптимизма поездка была бы в сто раз скучнее! Не играли бы мы в касоньку, П, JungleSpeed, не знали бы ничего про сантехников и драконов!
Наташа! Пацан, спасибо что спонтанно согласилась на мое спонтанное предложение ехать. Это было судьбоносное решение! Чуть не забыл - еще за спиралебол!
Аня! Спасибо, что детей учила, когда я ленился, и за фотки. (Автопортрета на Белой ты не сделала - поэтому ты тут с Большой Лабы)