Илья (zibrov_ilya) wrote in geoschool,
Илья
zibrov_ilya
geoschool

Как я провел этим летом: Терский берег

Южный берег Кольского полуострова, известный под именем Терского берега, весьма редко посещается путешественниками и потому довольно мало известен вне пределов Архангельской губернии. Название его происходит от Терских финнов, проживавших здесь в древние времена, как видно из описания Норвежского путешественника Оттара, путешествовавшего здесь в IX столетии и упоминающего страну Терских финнов, т. е. нынешний Кольский полуостров.

Единственными путями сообщения Терского берега являются летом сообщение на лодках вдоль морского побережья, а зимою — санный путь оленями по зимнему тракту, который тянется от Поноя до Умбы в Кандалакшском заливе. Летние дороги совершенно отсутствуют.

Регель К.В. Терский берег: Краткое физико-географическое и естественноисторическое описание. 1917 год.

Примечания к маршруту

Времена, когда единственными путями сообщения Терского берега были лодки и олени давно прошли. Сейчас Вы поедете туда на обычном автобусе, и хоть в его расписании и значатся дни недели, а не часы и минуты, к которым привыкли жители больших городов, но все-таки он есть. До Варзуги из Умбы идет грейдерованная дорога, красная от пыли песчаников, по которым она проложена, вдоль берега стоят телеграфные столбы. Но все так же треплет прибрежные села осенними штормами и так же заметает снегами полярной ночью.

(Лирическое отступление)
Все прекрасно знают программу Google Earth. Так вот, у меня в ней стоит много "КП" - желтых гвоздиков - мест, куда бы хотелось съездить с геошкольниками. Гвоздиков этих очень много, причем скорость возникновения в голове новых явно превышает скорость посещения уже придуманных. Этим летом обстоятельства помешали посетить несколько КП на Кавказе, а вместо этого маленькой группой мы отправились на Терский берег...

Нашей целью было посещение двух наиболее интересных в геологическом отношении и в то же время легко доступных мест Терского берега – знаменитого месторождения аметистов на мысе Кораблик и проявления глендонитов (беломорских рогулек) на литорали губы Оленица.

По Терскому берегу из Умбы до Варзуги три раза в неделю ходит автобус (ПАЗик). Отправляется по понедельникам, средам и пятницам от Дома Культуры в Умбе в 10:30. Водителя зовут Николай Витальевич (8-911-315-33-27), билеты на автобус продаются в кассе ДК. Обратный рейс из Варзуги – в 15:00 в те же дни. К этому автобусу из Кандалакши в Умбу в 8:00 от площади ж/д вокзала ходит маршрутка.

Мыс Кораблик

Чтобы добраться до Кораблика, нужно ехать на автобусе в сторону Варзуги до моста через ручей Лодочный (между Кашкаранцами и Варзугой). В 200 м не доезжая моста, на юг от главной дороги уходит грунтовая дорога, по которой около 1 км до устья ручья Лодочный. На правом берегу ручья стоят остатки домиков поселка «СоюзКварцСамоцветов», построенный при разработке месторождения. Один из них даже пригоден для жизни человек 4-х, в другом можно поставить палатки. Вокруг много места для палаток, дрова – плавник. Есть сотовая связь, правда только МТС.

Домик поселка "СоюзКварцСамоцветов" на правом берегу ручья Лодочный у его устья
Внутри геошкольники сумели поставить аж 2(!) палатки и очень весело там зажить. Некоторым правда больше по душе был чердак.

Кораблик встретил нас не слишком дружелюбно - комарами и дождем. Но наше время было очень ограниченно и в тот же день мы отправились обследовать территорию. Мыс Корабль – месторождение аметистов в рифейских красноцветных песчаниках терской свиты. В песчаниках встречаются разнообразные текстуры, характерные для дельтовых и речных обстановок: знаки ряби течения, косая слоистость и др. Месторождение представляет собой 8 штокверков, расположенных на полосе берега Белого моря на протяжении 2 км в западу от устья ручья Лодочный. Самый дальний из штокверков, называемый Флюоритовым, разрабатывался карьером. Гидротермальная минерализация приурочена к многочисленным, чаще субвертикальным, северо-восточного простирания (мы не мерили, но поверим Геологии СССР), трещинам. В жилах – аметист (и кварц других окрасок, прозрачный, дымчатый, редко морион), зональный флюорит, барит (в виде желтоватых пластинчатых кристаллов).

Добыча аметистов здесь велась до середины 80-х годов, большая часть месторождения была отработана до уровня моря и то, что можно найти на Кораблике сейчас - только отголоски былого величия месторождения, о масштабе которого можно только догадываться, т.к. во время объект был закрытым и был огорожен колючей проволокой по периметру. Так что, чтобы найти стоящие образцы нужно постараться, хотя щеток с мелкими или слегка битыми кристаллами можно набрать в изобилии. Жилы вскрываются не только в береговых обрывах, но и местами на литорали во время отлива. Кроме того, во время прилива некоторые прижимы придется обходить сверху берегового обрыва.

Я наверно не имею права говорить за всех, но все-таки скажу. Среди нас не было, да и не могло быть человека, которого красоты Кораблика оставили равнодушными.

Небольшая аметистовая щетка
Галька зонального флюорита на литорали
Чтобы найти хороший аметист нужно потрудиться!
Из маршрута

Кроме мыса Корабль мы посетили другое близкое проявление кварца – Дедовы ямы. Оно находится в 2 км восточнее устья руч. Лодочный: от устья Лодочного идти по грунтовой дороге вдоль берега до поваленного триангуляционного пункта, свернуть на перпендикулярную дорогу налево, по ней около 200 м до проявления. Проявление вскрыто карьерчиком и несколькими канавами. Аметиста здесь значительно меньше, чем на Кораблике, но кварц крупнее (средние кристаллы до 1-1,5 см), преобладает горный хрусталь, встречаются желтоватые кристаллы.

(Лирическое отступление 2)
Легко писать "мы посетили другое проявление...". К тому моменту, как мы приехали на Кораблик, мы знали о нем только два факта: название :) и что оно находится где-то восточнее устья Лодочного. Поэтому после общего маршрута по Кораблику я с парнями отправился прочесывать лес на другом берегу Лодочного. По лесу много вывалов окатанных валунов и гальки - береговые отмостки древнего берега Белого моря, много разведочных канав и очень много комаров (на побережье их все-таки сдувает, а в лесу нет). Чтобы понять их количество скажу только, что когда мы нашли Дедовы ямы, то точку на GPS я ставил, бегая кругами.

Оленица

С Кораблика, на уже знакомом автобусе мы переехали на Оленицу (с ударением на е, оказывается). Губа Оленица знаменита проявлением глендонита (псевдоморфоз кальцита по икаиту) в современных осадках литорали, которая здесь пологая и очень широкая – 3-4 км.

Место для лагеря есть к востоку от автомобильного моста трассы Умба-Варзуга через р. Оленицу с юга от дороги – ориентир, песчаный съезд направо за мостом, если ехать в сторону Варзуги. Этот съезд выводит на дорогу к селу. Под мостом в речке можно отлично купаться, хотя для ныряния мелковато… Проблем с дровами нет. Глендониты штука хитрая и растут они на геохимическом барьере пресной и соленой воды, да еще и обязательно холодной. Выходить на литораль удобнее всего прямо через село Оленица (сотовая связь – только МТС, магазина нет). На берегу стоит табличка, на которой когда-то была надпись, запрещающая сбор глендонитов, но сейчас капитально затертая временем.

Легче всего их искать в пресных ручейках, прорезающих литораль, далеко от русла Оленицы уходить не нужно. Причем, особенно часто мы их находили в осадках, обогащенных органикой. Часто на глендониты нарастают глинисто-карбонатные конркеции, иногда полностью скрывая его самого. Есть основания считать, что глендониты есть не только у русла Оленицы, но и у русла р. Сиговки в 3 км к югу.

Конечно, после красот Кораблика илистая литораль, в которой надо долго копаться, чтобы что-то найти производит удручающее впечатление. Местные говорят, что глендониты лучше всего собирать весной или после штормов, когда их вымывает из осадка на значительной площади. У нас не было времени ждать ни одного из этих условий, поэтому в Оленице мы решили не задерживаться, а спонтанно поехать на Хит-остров, покопать корунда и кианита. Но это, как говорится, уже совсем другая история...

Поиски глендонитов в отлив. Час ночи...
Попытки найти что-нибудь в серии закопушек

(Лирическое отступление 3)
Обычно, после того, как прошли какие-нибудь геошокльные практики, преподаватели пишут новости на геошкольный сайт. Но после этой поездки все препы уехали на следующий день и довольно надолго, так что эту свою обязанность я перекинул на геошкольницу, Полину Ульяхину, кроме всего прочего она и автор чудесных фотографий выше. Я не знаю, она ли в результате писала текст в новости, но фраза "Это была одна из самых лучших геошкольных поездок!" в конце текста про поездку - пожалуй высшая похвала для меня. Но это высшая похвала и для геошкольников! В этой поездке не было ни одного наряда, ни одного косяка со стороны детей, чего на моей памяти не было почти никогда.
Я абсолютно искренне могу сказать: я ездил в потрясающее место с потрясающими людьми. Влад, Вани, Вова, Ярик, Гия, Сашка, Полина, Ольга, Рита, Аня, спасибо!

Я верю знаю, что геошкола еще вернется на Терский!